Джентльмен и теория воспитания джентльмена Джона Локка.

Джентльмен 1

Джентльмен.

Джентльмен (англ. gentleman) - это мужской образ, сформированный в Англии в викторианскую эпоху.

Понятие «джентльмен» возникло на изломе феодальной эпохи, в XVI веке, когда в Англии бурными темпами начало развиваться производство.

Изначально слово «джентльмен» означало мужчину благородного происхождения (это было базовым определением аристократа, следующим званием было - эсквайр).

Джентльмен в обязательном порядке должен был знать древние языки, в том числе латынь, и слыть истинным ценителем древнегреческого искусства. Эталоны поведения избирались также в далеком античном мире, и джентльмены всеми силами стремились походить на безупречных героев Древней Эллады.

Позже джентльменом стали называть обеспеченного, образованного и воспитанного мужчину, почтенного и уравновешенного (чопорного и невозмутимого).

Клайв Льюис в своём трактате «Просто христианство» отмечал, что в XIX веке «джентльменом» называли каждого мужчину, живущего на доходы с капитала и имеющего возможность не работать, безотносительно к его личным качествам.

Перемены в значении слова «джентльмен» хорошо иллюстрируют определения, которые давались в различных изданиях Британской энциклопедии «Британника».

В пятом издании «Британника» 1815 года написано, что «джентльмен - это тот, кто, не будучи титулованной особой, имеет собственный герб, или чьи предки были свободными людьми» (то есть не были крепостными или рабами).

Согласно седьмому изданию «Британника» 1845 года, джентльмены - это «все, чей статус выше йомена».

В восьмом издании «Британника» 1856 года к прежнему определению было добавлено: «Из вежливости так обращаются ко всем, чей статус явно выше обычного торговца, если манеры выдают их утонченность и ум».

После введения всеобщего избирательного права и оформления британского среднего класса слово джентльмен постепенно утратило значение благородного происхождения и стало отличительным признаком людей образованных, обладающих приличными манерами и общественным положением. Поэтому обладание гербом или родословной постепенно перестало быть значимым, на первом месте оказалась способность держаться на равных в приличном обществе.

В лучшем случае от джентльмена ожидают соблюдения высоких стандартов в поведении, соответствующих, согласно восьмому изданию Британники, «тому уровню самоуважения и интеллектуальной утонченности, который выражается в манерах непринужденных и, тем не менее, деликатных». Так смысл слова gentle сместился от указания на благородное происхождение к определению манер, которые ожидаются от людей со столь высоким статусом.

 

Джентльмен.

С точки зрения образа, сформированного в общественном сознании, джентльмену присущи безупречные манеры и галантное поведение по отношению к женщинам. В частности, он ни в коем случае не посмеет обращаться с ними грубо, в обществе дам будет неукоснительно соблюдать правила этикета.

 

Теория воспитания джентльмена Джона Локка.

 Джентльмен 2

Джон Локк родился 29 августа 1632 году в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в графстве Сомерсет, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

Джон Локк учился сначало в Вестминстерской (средней) школе, а потом в Оксфордском университете. Он с увлечением отдавался естественнонаучным занятиям и изучению медицины. По выходе из университета он продолжал самостоятельные занятия медициной. Излечение им лорда Эшли (Шефтсбери) сблизило его с семьей графа. Ему было поручено воспитание сына графа, выполненное им весьма успешно.

В связи с политическими преследованиями Шефтсбери, Джону Локку пришлось дважды жить вне Англии: во Франции (1675-1679) и Голландии (1683-1689).

По возвращении в Англию Джон Локк в 1690 году опубликовал свой труд «Опыт о человеческом разуме». Вскоре появляются «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом» и «О разумности христианства».

Джон Локк является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека.

Джон Локк считал, что знания и идеи происходят, прежде всего, из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме, внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума.

Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно.

Воспитание джентльмена.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где, по мнению Джона Локка, собрана «пестрая толпа дурно воспитанных, порочных мальчиков всякого состояния».

Особое внимание Джон Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам, - писал Джон Локк, - для наших дел и нашего благополучия. Поэтому, с раннего детства необходимо закаливать тело ребенка, добиваться выносливости, умения преодолевать усталость, невзгоды, перемены». Для этого с первых лет следует его закалять и приучать к лишениям. «Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины».

Джон Локк советует начинать закаливание с самого раннего детства не слишком тепло одевать детей, легко обувать детей, ежедневно мыть ноги их в холодной воде, чтобы ребенок был застрахован от простуды, больше держать их на свежем воздухе; возможно раньше учить их плавать; заниматься с ними физическими упражнениями, которые способствуют выработке мужества и настойчивости.

Необходимо приучать воспитанника к простой, умеренной пище: полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и т.п.

Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом.

Таким образом, достигается дальнейшая цель физического воспитания, сближающая его с воспитанием духовным. Тело приучается сдерживать свои желания и потребности, уступая место требованиям духа: тело делается «способным повиноваться приказаниям духа».

Настоящий джентльмен - человек, умеющий достичь собственного счастья, но в то же время не препятствующий в этом другим джентльменам.

Люди должны быть мудрыми и, добиваясь своей цели, учитывать реальные возможности. Поэтому человеку необходимо умение руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Выработка характера, воли, нравственной дисциплины - важнейшие задачи воспитания.

Духовное воспитание, по Локку, в целом состоит из четырех моментов: развития добродетели, мудрости, благовоспитанности и сообщения познаний. Наиболее существенным из них Локк считает первый, - развитие добродетели: «Без нее человек не будет счастлив ни в этом, ни в другом мире». К ее развитию и должно быть, главным образом, направлено воспитание духа.

Воспитание духа.

Суть воспитания духа к добродетели состоит в том же, в чем и суть воспитания физического. «Как сила тела заключается, главным образом, в его способности переносить невзгоды и лишения, так и сила духа состоит в том же: всякое начало и основание всей добродетели и всего человеческого достоинства (т.е. достоинства человека, как разумного существа) покоятся на том, чтобы человек был способен отрекаться от собственных желаний, противостоять своим собственным наклонностям и только следовать тому, что указывает, как наилучшее, рассудок, хотя бы вожделение влекло его на какой-нибудь другой путь».

Если суть воспитания духа к добродетели состоит в способности сдерживаться и отрекаться от своих желаний, следуя только указаниям разума, то ясно, что главными средствами воспитания являются дисциплина и приучение (привычка), примеры и рассуждения. Первые служат выработке способности сдерживать и отказываться; вторые - дают руководство пробуждающемуся разуму.

Нельзя потворствовать капризам ребенка, но нельзя и не удовлетворять его законных желаний. По Джону Локку, крупная ошибка в том, что детей не приучают с ранних лет «повиноваться дисциплине и уступать разуму». С ранних лет потакают их всяческим желаниям, капризам, а потом удивляются, откуда дети становятся строптивыми, испорченными и своевольными. Достигается это в раннем детстве через страх и уважение к воспитателю, в более зрелые годы власть воспитателя поддерживается любовью и дружбой.

Главные воспитательные средства - пример, среда, окружение ребенка, а не рассуждения.

Особенно важно с раннего детства сформировать у ребенка устойчивые положительные привычки. Нельзя добиться положительных результатов грубостью и насилием. Только ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания, могут принести результат. При этом не следует одновременно формировать несколько привычек. Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Джон Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения, привычек и черт характера рассматривались Джоном Локком в качестве важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия.

Искусство воспитания, по Джону Локку, состоит в использовании каждого благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.

Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения.

«Рабская дисциплина создает и рабский характер» - писал Джон Локк, выступая противником телесных наказаний. Но, в то же время, считал возможным их применение в случаях упорства и открытого неповиновения.

Так же своеобразно Джон Локк относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное - не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к богу, как к высшему существу.

Воспитание джентльмена.

Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому Локк выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому и латинскому языкам, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, истории, законоведению, бухгалтерии, верховой езде и танцам.

Воспитанник должен овладеть каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Возможно обучение парфюмерному делу, гравированию и навыкам лакирования.

Необходимость трудового воспитания объяснялась тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знания ремесел может принести пользу в предпринимательской деятельности.

Воспитатель должен разбудить в ребенке интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо, считал Локк, превращать учение в занятия, которые неприятны ребенку.

Учитель, используя стремление детей к новому, в то же время должен приучать их заниматься и неинтересным делом. Следует помнить, что из детского любопытства вырастает стремление к знаниям и надо относится к этому со всем вниманием и уважением, не давая лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельному мышлению. При обучении не должны применяться наказания.

Но воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.

 

Теория воспитания джентльмена Джона Локка.

Цель воспитания, по Локку, - сформировать джентльмена, делового человека, умеющего «вести дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества.

Джентльмен - это человек добродетельный и деятельный, физически крепкий, умеющий владеть собой, обладающий ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями.

Программа обучения джентльмена должна включать латинский и французский языки, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, а также ребенок должен приобрести навыки социального поведения - «хорошие манеры и знание света».

 Джентльмен 3

 

Джентльмен и теория воспитания джентльмена Джона Локка.

Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Другие новости: