Woke and Wokeism. Воук и Вокеизм. История вокеизма.

Woke and Wokeism. Воук и Вокеизм 1

Woke - Воук.

Воукот англ. woke, прошедшее время от глагола «проснуться».

Воук - это политический термин происхождением из афроамериканского английского, обозначающий усиленное внимание к вопросам, касающимся социальной, расовой и половой справедливости.

Оксфордский словарь прослеживает историю жаргонного термина «woke» с 1960-х годов, в основном в форме англ. staywoke, «быть вовлечённым».

Словарь Уэбстера отмечает широкое распространение термина «woke» после гибели Майкла Брауна в городе Фергусон (США) в 2014 году. Примерно с этого же времени слово «woke» стало употребляться в научной литературе.

А к концу 2010-х годов термин «воук» приобрёл более общее значение «связанное с левой политикой, либеральными движениями, феминизмом, ЛГБТ-активизмом».

 

Wokeism - Вокеизм.

Идеология wokeism'а или социальной справедливости (СС) имеет давние исторические корни.

Модернизм.
Многие западные политологи и историки считают, что начало «воук-идей» в обществе было заложено Карлом Марксом.
Именно Маркс добавил к существующей философии - представление о том, что общественная наука должна не изучать принципы функционирования общества, а менять общество (активизм).

Вторая важная для этого направления мысль Маркса - теория конфликта, т.е. представление что общественные силы (разделенные в его понимании по экономическому признаку) находятся в постоянном конфликте с нулевой суммой за материальные ресурсы, власть и возможнoсти для самореализации.

Третья релевантная идея Маркса - это предположение о том, что массы держатся в подчинении, в том числе и при помощи культуры, созданной господствующим классом (то, что в целом впоследствии критики назвали культурный марксизм).

Эти идеи начали активно подниматься представителями «франкфуртской школы», в попытках разобраться, почему же пролетарской революции на Западе не случилось. Они соединив идеи Маркса и Фрейда, решили, что причина этого – как они назвали - структурное или системное угнетение, которое присутствует во всех общественных институтах: семья, церковь, культура, мораль и нормы приличия.

Представитель франкфуртской школы Макс Хоркхаймер в 1934 году сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как «критическую теорию». Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.

В то же время в итальянской тюрьме, коммунист Антонио Грамши пишет о том, что единственный способ осуществить значимые социальные изменения - медленно и планомерно оккупировать (путем устройства туда на работу) все общественные институты: университеты, школы, госслужбу, газеты, театры (Долгий марш). Потом Европе на некоторое время стало не до общественных наук, а затем пришел второй большой компонент идеологии Социальной Справедливости - постмодернизм.

Постмодернизм.
Если у марксистов и последователей все еще присутствовал материализм - представление о том, что существует объективная реальность, совпадение представлений о которой с ее проявлениями есть истина, то постмодернизм покончил с этим пережитком XIX века.
Французский философ Мишель Фуко (1926-1984) выдвинул идею о том, что реальность, даже если она и существует, неважна и недоступна. Знания неполны, чувства неточны, а то, что в обществе считается истиной формирует тот, у кого есть власть. Истина - есть  социальный конструкт, продукт общественной системы. Наука, к примеру, процесс осуществления власти через претензию на знание истины. Власть применяется через дискурс. Дискурс – есть то, что допустимо говорить о каком-либо событии или явлении. Все общество, сознательно или нет, принимает участие в создании и формировании дискурса. Так появился еще один ключевой тезис идеологии Социальной Справедливости - о принципиальной недоступности истины.
Немецкий и американский философ, представитель франкфуртской школы, Герберт Маркузe (1898-1979), в 1965 году, в свой работе «Одномерный человек» - впервые сделал вывод, что культурное доминирование (культурный колониализм) и консьюмеризм (потребительство) настолько расчеловечили обывателя, что социальный активизм возможен только альянсом из либеральной интеллигенции (мозг) и этнических меньшинств (мускулы).

Студенты Герберта Маркузe сыграли значительную роль в бунтах середины 1970-х годов. Наиболее известная из них - Анджела Девис.

Герберт Маркузe так же автор эссе «Репрессивная толерантность», в котором сформулирована очень актуальная сейчас идея, что настоящая толерантность состоит в агрессивном неприятии согласия (других людей) с любыми идеями, несоответствующими его представлениям об истинной свободе.

Деконструкция.

Деконструкция - ключевой инструмент идеологии Социальной Справедливости.

Деконструкцию придумал французский философ Жак Деррида (1930-2004).

Деконструкция - это понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст.

Деконструкция, данное понятие, - исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора. Поэтому необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы текста, не контролируемые автором.

Если формулирование понятий - осуществление власти, то деконструкция - анализ высказывания, текста или понятия до тех пор, пока не прояснится, кем и в целях доминирования над кем оно сформулировано.

Благодаря деконструкции произошло соединение элементов марксизма, критической теории и постмодернизма в единый комплекс идей, захвативший в конечном итоге весь западный интеллектуальный мир.


Wokeism - Вокеизм.

Итак, представления об истине прошли путь от «объективная реальность» к «твоя (моя) реальность», следующий шаг – «моя реальность как женщины, гея, черного или трансгендера».

Постмодернизм установил, что представления о реальности формируются с целью осуществления доминирования одной общественной группы над другой, и истина принципиально недоступна.

Критическая теория в целом приняла понятия и инструментарий, но внесла одно уточнение: если все на свете есть осуществление доминирования и власти, то единственный объективный опыт, не поддающийся деконструкции - опыт подвергшегося насилию или угнетению. Таким образом, мы можем отличить объективное и реальное от деконструируемого или иллюзорного по тому, слушаем мы угнетателя или угнетенного. Единственный критерий реальности - lived experience, или нарратив человека, пережившего опыт угнетения.

Ключевой элемент уже современной нам идеологии Социальной Справедливости - интерсекциональность, сформулированная в 1991 году, Кимберли Креншоу в работе «Исследуя границы», критикующей движение борьбы за гражданские права. Границы здесь – это границы борьбы за гражданские права, где, по представлениям Креншоу (представительница чёрного феминизма, это не констатация фактов о ней лично а культурно-философское течение), борьба чернокожих за расовое равноправие концентрируется на мужчинах, а борьба феминисток - на белых женщинах. Таким образом, она сама оказывается не только испытывающей два угнетения по цене одного (т.е. интерсекционально), - расовое и по признаку пола, - но и оказывается за теми самыми границами. Ключевым элементом личности, таким образом, становится осознание всех граней своего угнетения по уникальным для себя внешним признакам. Она же придумала писать расовый идентификатор Black с заглавной буквы. Black здесь не внешние признаки расы, а общий опыт угнетения по расовому признаку; единственное, что у людей (по представлениям этой группы интеллектуалов) вообще может быть общего. Эта работа же также положила начало тому, что на языке идеологии Социальной Справедливости называется progressive stack или иерархия угнетения. Тот из присутствующих, кто испытывает наибольшее количество аспектов угнетения, т.е., к примеру, черная лесбиянка-трансгендер с инвалидностью, представляет наиболее близкую к реальности картину мира и имеет право на приоритет в высказывании своего мнения и командный голос в активистской деятельности.


Wokeism - Вокеизм.

Итак, идеология «wokeism'а» или «Социальной Справедливости» в настоящее время считает, что:
- общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
- весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
- традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;
- единственная доступная человеку объективная истина - опыт угнетения; единственное, что может связывать людей - совместный опыт угнетения;
- наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;
- общество, таким образом несправедливо и подлежит переустройству путем деконструкции поддерживающих угнетение институтов: семьи, государства, культуры, белых мужчин; 

- белые в борьбе за переустройство общества могут быть только союзниками (allies), их роль состоит в выполнении команд маргинализированных меньшинств;
- если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
- цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.

Woke and Wokeism. Воук и Вокеизм 2 

 

Woke and Wokeism. Воук и Вокеизм. История вокеизма.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Другие новости: