Интерсекциональность - теория пересечений.

Интерсекциональность - теория пересечений 1

Интерсекциональность - теория пересечений.

Интерсекциональность (теория пересечений) - это исследование пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации.

К примеру, в чёрном феминизме утверждается, что опыт чернокожих женщин не может быть понят, исходя из опыта чернокожих или опыта женщин, взятых по отдельности, а должен включать в себя взаимодействие разных видов опыта и угнетения, часто усиливающих друг друга. Интерсекциональный феминизм включает теорию пересечений и отвергает наличие единого женского опыта.

Теория пересечений (или интерсекциональность) - название этой феминистской социологической теории было дано профессором Кимберли Креншоу в 1989 году.

Теория пересечений (интерсекциональность)  исходит из того, что различные биологические, социальные и культурные категории, такие как гендерная идентичность, раса, класс, состояние здоровья, сексуальная ориентация, каста и другие идентичности взаимодействуют друг с другом на множестве уровней, и исследует эти взаимодействия. Сторонники теории интерсекциональности утверждают, что классические концептуализации угнетения в обществе, такие как расизм, классизм, сексизм, гомофобия, трансфобия, не действуют независимо друг от друга. Они взаимодействуют друг с другом, формируя систему угнетения, в которой действует множество видов дискриминации.

Лесли Макколл, ведущий американский теоретик в области интерсекциональности, считает, что теория пересечений очень важна для социологии, так как до её развития было мало исследований, специализировавшихся на опыте людей, подверженных множеству форм дискриминации.

 

Интерсекциональность - теория пересечений. История.

Тема пересечения дискриминаций стала активно подниматься и обсуждаться в западных социологических кругах в 1960-1970-х годах в связи с развитием мультикультурного феминистского движения.

В движении, возглавляемом цветными женщинами, оспаривалась идея того, что женщины являются однородной категорией с одинаковым жизненным опытом. Это произошло из-за осознания того, что западные белые женщины среднего класса не представляют феминистское движение в целом. Признавая, что формы угнетения, испытываемые белыми женщинами среднего класса, отличались от форм, которые испытывали чернокожие, бедные или женщины с ограниченными возможностями, феминистки стремились понять, каким образом гендер, раса и класс в совокупности «определяют женскую судьбу». 

Термины «теория пересечений» и «интерсекциональность» были впервые вынесены на публичное обсуждение американкой Кимберли Креншоу в 1989 году.

Креншоу утверждала, что опыт чернокожих женщин не сводится к простой сумме их расы и гендера, а любые наблюдения, не берущие в расчёт интерсекциональность, не могут правильно описать способ дискриминации чернокожих женщин.

Термин «интерсекциональность» приобрёл широкую известность уже в 1990-х годах, когда социолог Патриция Хилл Коллинз использовала эту идею как часть своей дискуссии о чёрном феминизме.

Патриция Коллинз, также как и Креншоу, утверждала, что модели угнетения в культуре не только взаимосвязаны, но и находятся под влиянием различных общественных систем: расовой, гендерной, классовой и др.

Интерсекциональный феминизм, по мнению представителей западного феминизма, защищает права всех представителей угнетённых групп - не только цис-женщин, но и транс-женщин, интерсекс и людей, выходящих за пределы бинарной гендерной системы. Считается, что в данном идеологическом течении учитывается опыт не только белых женщин среднего класса (как в белом феминизме), но и женщин с инвалидностью, секс-работниц, «цветных» женщин и т. п.

Интерсекциональность - теория пересечений 2 

 

Интерсекциональность - теория пересечений. История появления.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Другие новости: