Техника
  • Клуб здорового образа жизни и омоложения, Клуб ЗОЖ

  • Клуб здорового образа жизни и омоложения, Клуб ЗОЖ


Клаксон. История клаксона. Виды клаксонов.

Клаксон. История клаксона 1

Что такое клаксон и для чего он нужен.

Клаксон - это устройство для подачи транспортными средствами предупредительных звуковых сигналов, а также сам звуковой сигнал издаваемый такими устройствами.

Водитель транспортного средства использует клаксон, для того чтобы подать предупредительный звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание водителя другого транспортного средства или пешехода, и сообщить им о какой-либо опасности.

 

История клаксона.

 Клаксон. История клаксона 2

Устройства типа «клаксон» начали применяться задолго до появления первых автомобилей. Изначально такие устройства использовали  кучера, управлявшие конными экипажами. Для предупреждения о движение экипажа кучер дул в рожок.

Спустя некоторое время, рожок был доработан, и к нему была добавлена резиновая груша, надавив на которую можно было подать звуковой сигнал. Именно такими «клаксонами» с резиновыми грушами стали оснащать автомобили, когда они появились. Такие устройства стояли и на первых в мире серийных моделях автомобилей - «Benz Velo» 1894 года и «Duryea Motor Wagon».

Одно из ранних упоминаний о применении электрического устройства для подачи звукового сигнала на автомобилях относится к 1899 году. Тогда проживавший в Германии, инженер русского происхождения, Борис Луцкой установил подобный гудок на почтовый автомобиль собственной конструкции «Loutzky-Motorwagen Model С», демонстрировавшийся на Берлинской автовыставке. Но в те годы электрооборудование машин все еще оставалось примитивным, поэтому широкого распространения такие устройства тогда не получили. Куда надежнее и привычнее были пневматические сигналы с грушей.

Появление термина «клаксон».

Электрическими клаксонами начали оснащать автомобили лишь десятилетие спустя, когда была решена проблема с аккумуляторами и их подзарядкой.

В 1908 году, в США, электрические клаксоны начала производить компания «Lovell - McConnell Manufacturing Co.» из Нью-Джерси.

Изобретателем электрического клаксона в его классическом виде является один из друзей Томаса Эдисона, изобретатель Миллер Риз Хатчисон (кстати, он же сконструировал слуховой аппарат - так называемый «акустикон», и подслушивающее устройство «диктограф»). В Америке тех лет число автомобилей росло быстрыми темпами, в крупных городах появились плотные дорожные потоки, так что изобретение Хатчисона сразу стало популярным.

Использовать слово «клаксон» для нового устройства в качестве торговой марки предложил один из учредителей компании Лавелл, позаимствовав его из древнегреческого языка: «klazo» переводится как «пронзительно кричать». В дальнейшем клаксонами стали называть тип электрического рожка, который испускает особенно громкий и пронзительный звук.

Новые «электрические клаксоны» оказались настолько востребованными, что вскоре фирма изменила название на «Klaxon Signals Ltd.» - под такой вывеской она существует и по сей день.

Внешний вид клаксона мало изменился за прошедшие сто лет. Как и прежде, это в первую очередь рожок, приложенный к диафрагме, который усиливает и направляет шум, создавая сконцентрированную область звука, слышного на значительном расстоянии, особенно если рожок большой. Благодаря такому усилителю даже маленький клаксон сигналит довольно громко, а крупные издают и вовсе оглушительный вой.

На старых фотографиях нередко можно увидеть автомобили, у которых электрический клаксон с проводами, закрепленный на боковине кузова, дополняется еще и клаксоном с грушей - ее обычно устанавливали на рамку лобового стекла. Раструбы клаксонов делались самых разных форм - от простых круглых и овальных до сложных «восьмерок» и фигурок животных.

Пневматические клаксоны долго не сдавали позиции, развиваясь параллельно с электрическими клаксонами. Так, например, французская фирма «Autovox» предлагала клаксоны, воздух в которые подавался от компрессора, приводимого маховиком двигателя. Но и эта система дополнялась клаксонами с грушей. Существовал еще так называемый «сифлофон» (от французского «siffler» - «свистеть»). В систему клаксонов типа «сифлофон» был встроен свисток. Верхом изыска среди пневматических клаксонов были «тестофоны». Покупатель мог выбрать несколько мелодий, которые начинали звучать после подачи воздуха в клаксон такого типа.

Долгое время «клаксоны» размещались снаружи кузова автомобиля, поэтому, разумеется, они были важным предметом экстерьера. Каждый автопроизводитель старался сделать их более изысканными и необычными. К примеру, британская компания «Rolls-Royce» специально для своих клиентов из Индии делала раструбы в форме змеиных голов с раскрытой пастью и агрессивно торчащими клыками - магараджи просто обожали автомобили с такими клаксонами. А один из французских банкиров, отдававший предпочтение марке автомобилей «Peugeot», - заказал себе клаксоны в виде отлитых из меди львиных голов с пышными гривами.

На автомобилях 1920-1930-х годов клаксоны в большинстве своем уже отличались простотой и лаконичностью. С развитием электрической составляющей потеряла значение длина раструба - рожки стали небольшими по размеру, а то и вовсе в форме «таблетки», и размещались обычно на переднем бампере или бугеле (так именуется труба перед облицовкой радиатора, соединяющая передние крылья и служащая местом для крепления фар и регистрационных номеров).

Шло время, менялся автомобильный дизайн, и росли звуковые возможности клаксонов, - это привело к перемещению клаксонов внутрь кузова автомобиля. С исчезновением вертикальных облицовок радиаторов, торчащих крыльев и отдельно стоящих фар клаксоны начали перемещать в подкапотное пространство, и они перестали быть частью внешнего облика автомобиля. Какое-то время клаксоны «таблетки» ставились на передний бампер, но при отсутствии хромированного декора они стали там выглядеть вычурно и вообще не к месту.

Сейчас автомобильные клаксоны обычно устанавливаются в самых разных полостях подкапотного пространства, включая внутреннюю часть бамперов. В своем исконно первоначальном виде клаксоны сохранились разве что на некоторых моделях капотных грузовиков американских дальнобойщиков и стилизованных свадебных лимузинах.

Звучание клаксона.

Исторически сложилось так, что тон и сила звука клаксона связаны с размерами транспортного средства, на котором он находится. Чем мощнее и ниже звук, тем больше и тяжелее его представитель - скажем, тому же грузовику необходимо оповестить о себе на гораздо большее расстояние, чем какой-нибудь малолитражке. В ряде стран такая закономерность, когда по громкости сигнала можно судить о размерах машины, введена в статус закона.

Иногда громкость и тональность звучания клаксонов, устанавливаемых на автомобиль на заводе, не может угодить вкусам автовладельцев. Для таких особенных водителей в продаже имеются двух- или трех-тональные клаксоны, а также пьезоэлектрические, и пневматические клаксоны - они до сих пор самые мощные. Желающим усилить и украсить голос своего автомобиля есть из чего выбирать!

 

Типы современных клаксонов.

Электромагнитные клаксоны.

Электромагнитные клаксоны используют электромагниты, как правило соленоидного типа, снабженные контактным выключателем обеспечивающим колебательные движения мембраны излучающей звук. Такие устройства являются самыми распространенными, и устанавливаются на мотоциклах и легковых автомобилях.

Электронные клаксоны.

Электронные клаксоны используют электронные звуковые генераторы и электродинамические громкоговорители.

Пневматические клаксоны.

Пневматические клаксоны для получения звука используют поток воздуха от компрессора (в начале XX века он был ручным в виде груши), создающий резонансные звуковые колебания в трубе.

Пневматические клаксоны большой мощности.

Пневматические клаксоны большой мощности - такие клаксоны используют воздушный поток, продуваемый компрессором (с ручным или механическим приводом) через вращающийся ротор с отверстиями. Такой способ применяется для создания особо мощных звуковых сигналов, а устройства и издаваемый ими сигнал часто называют сиреной.

 

Клаксон. История клаксона 3 

 

Клаксон. История клаксона. Виды клаксонов.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Другие новости: